Конспект книги «Мастерство презентации» Алексея Каптерева

В саммари по книге «Мастерство презентации» собраны самые полезные советы Алексея Каптерева. Отличное сочетание теории и практических рекомендаций. Рекомендую.

Купите полную версию книги — изучите идеи автора подробнее и поддержите выход новых конспектов.

Что такое презентация

  • Сторителлинг всегда был основой бизнес-презентации. Это выстраивание фактов и связей между ними.
  • Слайды — это наглядные пособия, а не шпаргалка к речи.
  • В презентации должно быть одно главное послание, на слайде — одна мысль.
  • Проблема большинства бизнес-презентаций в том, что они состоят только из фактов и с ними ничего не контрастирует (сравнения, история).

3 принципа презентации

  • тезис (фокус),
  • антитезис (контраст),
  • синтез (единство).

Фокус истории

  • Фокус отвечает на вопросы: цель и идея, которую будете развивать?
  • Цель презентации должна быть одна и объединять вас с аудиторией. Информирование — это не цель.
  • Без вовлечения аудитории вы не добьетесь цели.
  • Видение — основа любой выдающейся презентации.
  • Дайте слушателям что-то большее, чем они хотят услышать.
  • Иерархия цели по отношению к аудитории: услышать послание — запомнить — сделать что-то — стать лучше.
  • Сначала создайте иерархическую структуру презентации, а не делайте слайды. Под структуру соберите информацию.

Контраст истории

  • Отвечает на вопросы: в чем проблема, кто с кем и за что борется?
  • Проблема — самая важная часть презентации. Найдите основной конфликт, без него не может быть истории. Нельзя строить презентацию на одних фактах.
  • Самый простой способ создать конфликт — столкнуть противоположную ценность с той, которую вы продвигаете.
  • 4 типа проблем: психологическая, с другими людьми, с господствующей идей, с силами (природы, экономики и т. д.).
  • Напряжение нужно поддерживать, проблема должна быть неразрешимой до самого конца презентации.

Единство истории

  • Отвечает на вопрос: что общее в презентации?
  • Должны быть три части: начало, середина и конец.
  • Начало: основа, контекст и знакомство с героями.
  • Середина: конфликт и решения.
  • Конец: выводы и действия.
  • Все части должны быть сбалансированы и не затянуты.
  • Лучший вариант вступления: личная история.
  • Описание конфликта должно быть с подключением эмоций.
  • Самое сложное — рассказать о решении.
  • Заключение: резюме идей, призыв к действию и мораль (опционально).

Фокус слайдов

  • Отвечает на вопрос: в чем цель слайда и где у него основная точка внимания?
  • Функции слайдов: напоминать (текст), впечатлять (изображение), объяснять (диаграмма), убеждать (график).
  • У слушателей не должно быть выбора, на что смотреть. Все должны акцентировать внимание на одном.
  • Данные — всего лишь способ доказать идею.
  • Замысловатый дизайн съедает цель презентации.
  • Откажитесь от ненужных украшений, рамочек, логотипов на каждом слайду, броских фонов.
  • Обеспечьте контраст фона и текста, заголовков и обычного текста.
  • Не зачитывайте никогда слайды.
  • Если используете список на слайде, в нем не должно быть более 4 элементов.
  • Текст заголовков слайдов не должен быть одинаковым.

Контраст слайдов

  • Отвечает на вопрос: что и с чем сравнивается?
  • Каждая диаграмма нуждается в контрасте. Сравнивайте и утверждайте что-то!
  • Избегайте таблиц.
  • Визуализация процентов: сравнивайте с другой частью.
  • Избегайте круговых диаграмм.
  • Трехмерные диаграммы искажают пропорции. Откажитесь от них.
  • Легенду добавляйте как можно ближе или в саму диаграмму.
  • Не используйте все цвета, один яркий — для контраста.
  • Не нужно лишних рамочек.
  • Цифры или на осях, или на самом графике. Не одновременно.
  • Линии в столбчатых диаграммах не нужны.
  • Пузырьковые диаграммы сильно искажают картину данных.
  • Использование анимации допустимо только при связи с содержимым или смене слайдов. Должна быть простой.

Единство слайдов

  • Отвечает на вопросы: стиль слайда, можно ли что-то удалить?
  • Удали все, что не связано с общей концепцией.
  • Чем больше и выше на слайде элемент — тем он важнее. Разница в размерах должна быть видна.
  • В большом затемненном помещении предпочтительнее темный фон.
  • Выберите один цвет в качестве основного.
  • Используйте курсив только для цитат, для выделения — полужирный.

Фокус подачи

  • Отвечает на вопрос: понятно ли я рассказываю?
  • Критерии успеха подачи в порядке убывания значимости: ясность, соответствующая аудитории скорость, голос, контакт с аудиторией, ответы на вопросы.
  • Нет канцеляриту. Простые слова и предложения.
  • Быстрая речь способствует принятию неочевидного.
  • Говорите громче, четче и немонотонно.
  • Фокусируйтесь на аудитории. Для этого нужно знать содержание, чтобы не концентрироваться на нем.
  • Не используйте шпаргалки.
  • При ответе на вопрос: повторите, перефразируя — поблагодарите — отвечайте всей аудитории.
  • Юмор не имеет значения.

Контраст подачи

  • Отвечает на вопрос: с кем я борюсь?
  • Дискуссию с экспертами перенеси за кулисы.
  • Критикуйте на примере другой аудитории или гиперболически.
  • Не бойтесь обидеть аудиторию.

Единство подачи

  • Отвечает на вопрос: кто герой?
  • Верьте в то, что говорите.
  • Основа импровизации — рутинные тренировки.
  • Как снизить стресс: повторять что-то про себя, осознавать тело, попросить помощи у аудитории.
  • Прислушивайтесь к своей речи.
  • Если ошиблись, не прячьте это. Лучше посмейтесь.
  • Проверяйте оборудование заранее.

Купите полную версию книги — изучите идеи автора подробнее и поддержите выход новых конспектов.

Денис Шергин