Конспект книги «От слайдов к историям» Мартина Сайкса

Мартин Сайкс дает фундамент для создания историй-презентаций. «От слайдов к историям» — очень логичная и полезная книга, которая поможет подготовить отличное выступление.

  • Визуальная история — это рассказ о событии с простой и ясной визуализацией, которые приводят к нужному вам умозаключению (например, изменить политику компании).
  • Рассказывайте не то, что нужно вам, а что важно аудитории. Приведите их к желаемой цели через важные для них пункты.

Карта визуальной истории (CAST)

  • Content — почему, как, что если?
  • Audience — кто, стиль принятия решений?
  • Story — структура, персонаж, план материала.
  • Tell — дизайн и проверка

Кто

  • Понимание аудитории — ключ к выбору формата и структуры.
  • Дайте аудиторию такую историю, которую она запомнит.
  • В персонаже аудитория должна увидеть себя и свой успех.

Почему

  • Определите причины нужных изменений для всех сегментов: недовольство ситуацией, желание нового и полезного, личная мотивация. Используйте технику «5 почему».
  • Покажите слушателям их важность для вас.
  • Техника «цепочка проблем» демонстрирует проблему по цепочке отделов организации.
  • Техника «карта результатов»: стимул изменений, отклик на стимул, результаты.
  • Если перемены не принесут пользу аудитории, не тратьте их время.
  • Польза должна быть больше затрат на её достижение. ROI!
  • Свяжите стратегические и тактические проблемы.

Что

  • Что затронут изменения: вещи, людей, процессы? Определите по каждому пункту, с чего нужно начать, что сделать по-другому, на чем остановиться и что не менять. Составьте таблицу.
  • Соедините причины «Почему» с элементами «Что».

Как

  • Ответ на вопрос: как изменить «Что»?
  • Аудитория хочет услышать, как герои будут справляться с трудными проблемами.
  • Каждый вид деятельности должен быть связан с элементами «Что».
  • Выделите аспекты, которые должны меняться одновременно.
  • Каждое «Что» должно включать минимум один уникальный ответ «Как».
  • Анализ связи «Почему-Что-Как» даёт опорные точки истории.

Что если

  • Обсуждение рисков и альтернатив. Предлагайте варианты минимизации угроз.
  • Рассказывайте о рисках до того, как это сделает кто-то другой.

Кто

  • Убедить всех в идее невозможно, сосредоточьтесь на конкретных людях.
  • Определите, что общего у слушателей. Это будет местом соприкосновения в истории.
  • Создайте карту власти слушателей: представитель аудитории — роль и власть — отношение — желаемое действие — мотивация — стиль принятия решений.
  • Стили принятия решений: аналитический (важны детали), управляющий (факты и обезличенность), поведенческий (влияние на окружающих), концептуальный (картина в целом).
  • Для каждой цепочки «Почему-Что-Как» определите участника из аудитории.
  • Сочетай несколько стилей обучения: адаптационный (показать новые возможности), смысловой (акцент на причинах), основанный на навыках (как сделать), концептуальный (от общего к частному).

Структура

  • В основе хорошего повествования сюжет, персонажи и тема (основной смысл).
  • Базовые сюжеты: борьба со злом, путешествие и возвращение (запуск проекта), комедия (преодоление разногласий между отделами), трагедия, возрождение, из грязи в князи.
  • Если информации много, используйте несколько историй.
  • Придерживайтесь одного стиля: гипотетический (вымышленная ситуация в реальной обстановке), иллюстративный (полностью вымышленная история), реальный, анонимный (реальная история в вымышленной обстановке).
  • Ищите способы усилить напряжение.
  • Нарисуйте графический шаблон визуальной истории.
  • Избегайте повторения и тщательно исследуйте причинно-следственные связи.

Структура сюжета

  1. Завязка — герой сталкивается с проблемой.
  2. Развитие событий — герой реагирует на ситуацию и обнаруживает, что легко её не разрешить (ошибки, борьба).
  3. Развязка — герой близок к провалу, действия и кульминация.

Персонажи

  • Должны быть реалистичными и носить сильные, слабые стороны аудитории.
  • Герои и злодеи должны конфликтовать из-за цели. Усложняйте их личности по ходу истории.
  • С героями должна ассоциировать себя аудитория, а не вы.
  • 7 персонажей Проппа: герой, вредитель, церевна, ложный герой, даритель, помощник и отправитель.

Ощущение безотлагательности

  • Самоуспокоенность и отвлекающие факторы — враги изменений.
  • Факторы, вызывающие ощущение срочности: устаревание, официальные постановления, сезонность, влияние социума, новые возможности, потерянные возможности, дедлайн, конкуренты.
  • Ощущение безотлагательности должно быть вызвано в начале истории и нарастать по мере развития событий.

План подачи

  • Учтите в плане, что немногие примут решение сразу после презентации.
  • Каждые 5−7 минут включайте активизаторы внимания.
  • Меняйте стили обучения и точки давления на принятие решений.
  • Планируйте количество непрямых повторений и вариаций.

Дизайн

  • Начните с ментальной карты: опишите историю в схеме.
  • Не стремитесь к симметрии.
  • Чем меньше элементов, тем лучше.
  • Теплые цвета замечают первыми.
  • Не усложняйте текст. Он должен помогать в визуализации истории.
  • Тест с прищуриванием: отойдите и посмотрите на слайд.

Тестирование

  • Тестируйте на разных людях.
  • Просите пересказать историю и описать чувства.
  • Покажите слайд на 5 секунд, уберите и попросите пересказать.
  • Проверьте еще раз объективность данных, последовательность истории и устойчивость причинно-следственной связи.
  • Спрогнозируйте возможные неожиданные последствия презентации.
Денис Шергин