В саммари по книге «Мастерство презентации» собраны самые полезные советы Алексея Каптерева. Отличное сочетание теории и практических рекомендаций. Рекомендую.
Купите полную версию книги — изучите идеи автора подробнее и поддержите выход новых конспектов.
Содержание
Что такое презентация
- Сторителлинг всегда был основой бизнес-презентации. Это выстраивание фактов и связей между ними.
- Слайды — это наглядные пособия, а не шпаргалка к речи.
- В презентации должно быть одно главное послание, на слайде — одна мысль.
- Проблема большинства бизнес-презентаций в том, что они состоят только из фактов и с ними ничего не контрастирует (сравнения, история).
3 принципа презентации
- тезис (фокус),
- антитезис (контраст),
- синтез (единство).
Фокус истории
- Фокус отвечает на вопросы: цель и идея, которую будете развивать?
- Цель презентации должна быть одна и объединять вас с аудиторией. Информирование — это не цель.
- Без вовлечения аудитории вы не добьетесь цели.
- Видение — основа любой выдающейся презентации.
- Дайте слушателям что-то большее, чем они хотят услышать.
- Иерархия цели по отношению к аудитории: услышать послание — запомнить — сделать что-то — стать лучше.
- Сначала создайте иерархическую структуру презентации, а не делайте слайды. Под структуру соберите информацию.
Контраст истории
- Отвечает на вопросы: в чем проблема, кто с кем и за что борется?
- Проблема — самая важная часть презентации. Найдите основной конфликт, без него не может быть истории. Нельзя строить презентацию на одних фактах.
- Самый простой способ создать конфликт — столкнуть противоположную ценность с той, которую вы продвигаете.
- 4 типа проблем: психологическая, с другими людьми, с господствующей идей, с силами (природы, экономики
и т. д. ). - Напряжение нужно поддерживать, проблема должна быть неразрешимой до самого конца презентации.
Единство истории
- Отвечает на вопрос: что общее в презентации?
- Должны быть три части: начало, середина и конец.
- Начало: основа, контекст и знакомство с героями.
- Середина: конфликт и решения.
- Конец: выводы и действия.
- Все части должны быть сбалансированы и не затянуты.
- Лучший вариант вступления: личная история.
- Описание конфликта должно быть с подключением эмоций.
- Самое сложное — рассказать о решении.
- Заключение: резюме идей, призыв к действию и мораль (опционально).
Фокус слайдов
- Отвечает на вопрос: в чем цель слайда и где у него основная точка внимания?
- Функции слайдов: напоминать (текст), впечатлять (изображение), объяснять (диаграмма), убеждать (график).
- У слушателей не должно быть выбора, на что смотреть. Все должны акцентировать внимание на одном.
- Данные — всего лишь способ доказать идею.
- Замысловатый дизайн съедает цель презентации.
- Откажитесь от ненужных украшений, рамочек, логотипов на каждом слайду, броских фонов.
- Обеспечьте контраст фона и текста, заголовков и обычного текста.
- Не зачитывайте никогда слайды.
- Если используете список на слайде, в нем не должно быть более 4 элементов.
- Текст заголовков слайдов не должен быть одинаковым.
Контраст слайдов
- Отвечает на вопрос: что и с чем сравнивается?
- Каждая диаграмма нуждается в контрасте. Сравнивайте и утверждайте что-то!
- Избегайте таблиц.
- Визуализация процентов: сравнивайте с другой частью.
- Избегайте круговых диаграмм.
- Трехмерные диаграммы искажают пропорции. Откажитесь от них.
- Легенду добавляйте как можно ближе или в саму диаграмму.
- Не используйте все цвета, один яркий — для контраста.
- Не нужно лишних рамочек.
- Цифры или на осях, или на самом графике. Не одновременно.
- Линии в столбчатых диаграммах не нужны.
- Пузырьковые диаграммы сильно искажают картину данных.
- Использование анимации допустимо только при связи с содержимым или смене слайдов. Должна быть простой.
Единство слайдов
- Отвечает на вопросы: стиль слайда, можно ли что-то удалить?
- Удали все, что не связано с общей концепцией.
- Чем больше и выше на слайде элемент — тем он важнее. Разница в размерах должна быть видна.
- В большом затемненном помещении предпочтительнее темный фон.
- Выберите один цвет в качестве основного.
- Используйте курсив только для цитат, для выделения — полужирный.
Фокус подачи
- Отвечает на вопрос: понятно ли я рассказываю?
- Критерии успеха подачи в порядке убывания значимости: ясность, соответствующая аудитории скорость, голос, контакт с аудиторией, ответы на вопросы.
- Нет канцеляриту. Простые слова и предложения.
- Быстрая речь способствует принятию неочевидного.
- Говорите громче, четче и немонотонно.
- Фокусируйтесь на аудитории. Для этого нужно знать содержание, чтобы не концентрироваться на нем.
- Не используйте шпаргалки.
- При ответе на вопрос: повторите, перефразируя — поблагодарите — отвечайте всей аудитории.
- Юмор не имеет значения.
Контраст подачи
- Отвечает на вопрос: с кем я борюсь?
- Дискуссию с экспертами перенеси за кулисы.
- Критикуйте на примере другой аудитории или гиперболически.
- Не бойтесь обидеть аудиторию.
Единство подачи
- Отвечает на вопрос: кто герой?
- Верьте в то, что говорите.
- Основа импровизации — рутинные тренировки.
- Как снизить стресс: повторять что-то про себя, осознавать тело, попросить помощи у аудитории.
- Прислушивайтесь к своей речи.
- Если ошиблись, не прячьте это. Лучше посмейтесь.
- Проверяйте оборудование заранее.
Купите полную версию книги — изучите идеи автора подробнее и поддержите выход новых конспектов.