Конспект книги «50 приемов письма от Роя Питера Кларка»

Обзор популярной книги с инструментами для писателя от председателя Пулицеровской премии. Некоторые подходят только для английского языка, но большинство универсальные и помогут всем.

Важно: автор предупреждает, что в книге описаны инструменты, а не правила. Не нужно относиться к ним догматически и пытаться использовать везде. Как и любые другие инструменты, они подходят в определенных ситуациях.

Основы

  • Начинайте предложения с подлежащего и сказуемого: «Повстанцы захватили контроль над Кап-Аитьеном».
    Такие предложения — ясные и динамичные. Они хорошо подходят для начала текста.
    Ели автор желает создать интригу или добавить напряжения, он может приберечь подлежащее и сказуемое напоследок.
  • Порядок слов влияет на выразительность.
    Размещение сильного материала в начале и конце помогает прикрыть более слабый материал в середине. Это правило действует и на цитаты.
  • Используйте много активных глаголов, но чередуйте их с пассивными, когда нужно обратить внимание на объект, подвергающийся воздействию.
    Что делает Бонд на примере одного небольшого абзаца: поднялся, открыл, запер, подошел, включил.
    Не используйте страдательный залог, когда можно использовать действительный.
    Прочитай эссе Оруэлла «Политика и английский язык». Одна из цитат: «Никогда не используйте метафору, сравнение или другую фигуру речи, которую вы обычно видите в печати».
  • Наречия стоит использовать осторожно, они должны подчеркивать глагол или прилагательное и не мешать им.
  • Используйте длинные предложения, чтобы описать нечто продолжительное или список . Чередуйте их со средними и короткими по размеру предложениями.
  • Стройте параллельные конструкции: «Да зазвенит же свобода с изумительных вершин Нью-Гэмпшира. Да зазвенит свобода с могучих гор Нью-Йорка».
  • Режьте сначала большое, потом мелкое. Отрывки, которые не поддерживают замысел. Слабые цитаты, шутки и эпизоды.

«Если ваша цель — добиться точности и краткости, начните рубить большие суки. Сухие листья можете стряхнуть позже»

Спецэффекты

  • Используйте более короткие слова, предложения и абзацы в сложных местах. Простое в таком случае обычно лучше техничного.
  • Не повторяйте особенные слова, если намерены достичь определенного эффекта с их помощью. При этом важно отличать намеренное и ненамеренное повторения.
  • Выбирайте слова, которых избегает обычный писатель, но понимает ваш читатель.
  • Найдите особенные детали, которые обращаются к чувствам читателя: «В руке она держала туфлю, одну лишь туфлю с ноги ее погибшего ребенка».
  • Интересные имена и названия привлекают внимания. «Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел».
  • Не используйте заезженные шаблоны и образы.
    «Он держит язык за зубами» — избитый фразеологизм.
  • Составляйте списки слов, наблюдайте за интересными оборотами и метафорами. Не бойтесь обыгрывать их.
  • Осознанно меняйте размер предложений, чтобы влиять на скорость чтения. Знаменитый отрывок из «100 способов улучшить ваше писательское мастерство»: «Это предложение из пяти слов. Вот вам еще пять слов. Предложения из пяти слов прекрансы. Но несколько подряд звучат монотонно». Цитата полностью.
  • Длина абзацев также влиет на влияет на восприятие. Учитывайте это при написании и редактуре. Короткий абзац может создать эффект неожиданности. Длинные абзацы поддерживают историю, но если их много на одной странице, то они уничтожают отступы.
  • Лестница абстракции: наверху самые обобщенные понятия, внизу более конкрентные. Избегайте середины.
  • Читайте вслух то, что написали.

«Умение видеть ведет к обогащению языка»

Планирование

  • Не обязательно иметь четкую схему, но даже общий простой план сделает работу лучше.
  • Диалоги привлекают читателей и насыщают сюжет. Используйте их, чтобы показать важное.
  • Подчеркивайте черты характера не через абстрактные прилагательные (скромный, обаятельный и т.п.), а через детали, эпизоды и диалоги. Лучшие авторы создают осязаемые образы людей.
  • Используйте ироническое сопоставление — расположение рядом несопоставимых тем.
  • Дайте важные подсказки заранее (ружье Чехова).
  • Создавайте внутреннюю неопределенность, заставляя читателей ждать разрешения чего-то (клиффхэнгеры).
  • Вознаграждайте читателя яркими моментами, особенно в середине истории, когда он готов уйти.
  • Повторения работают, но только осознанные и связывающие части работы.
  • Описывайте с разных точек зрения и ракурсов.
  • Смешивайте стили повествования (прием «пунктирная линия»).
  • Избегайте банальных символов.
  • Варианты концовки.
    Замыкание круга  — финал напоминает о начале, возвращает в важное место или к ключевому персонажу.
    Рефрен — связь концовки с каким-либо странным или экцентричным элементом историии.
    Временная развязка — подойдет, если структура завязана на времени.
    Пространственная развязка — перемещение из одного место в другое.
    Эпилог с разъяснениями.
    Решение проблемы.
    Удачная цитата.
    Взгляд в будущее.
    Обращение к читателю.
  • Избегайте протяжных концовок. Закройте последний абзац и спросите себя: «Что произошло бы, если все бы закончилось здесь?»

«В коротких работех не пишите ни одного лишнего слова»

Полезные привычки

  • Письменная формулировка цели работы.
  • Рассматривайте прокрастинацию как репетицию: используйте эти периоды для осмысления материала и мысленной подготовки.
  • Практикуйте чтение ради формы, изучая механизмы произведения и приемы писателя.
  • Храните заметки, которые создаете, даже если думаете, что не будете писать на эту тему. Они вам пригодятся.
  • Создавайте и обновляйте сообщество людей, которые могут дать вам честную обратную связь.
  • Отключайте внутреннего критика в начале работы. Самокритика полезна только тогда, когда есть достаточно материала для оценки и доработки.
  • Обращайте споры и критику в беседы, где важны не контраргументы, а мнения. Не защищайте свою работы, а объясняйте, чего пытались добиться.
  • Краткая версия плана: изучите идеи и соберите факты, найдите фокус истории, отберите лучший материал, определите порядок и формат, напишите черновик, проверяйте и уточняйте.

«Неуклюжее применение всех советов превратит вас в камень»

Денис Шергин