Обзор популярной книги с инструментами для писателя от председателя Пулицеровской премии. Некоторые подходят только для английского языка, но большинство универсальные и помогут всем.
Важно: автор предупреждает, что в книге описаны инструменты, а не правила. Не нужно относиться к ним догматически и пытаться использовать везде. Как и любые другие инструменты, они подходят в определенных ситуациях.
Основы
- Начинайте предложения с подлежащего и сказуемого: «Повстанцы захватили контроль над Кап-Аитьеном».
Такие предложения — ясные и динамичные. Они хорошо подходят для начала текста.
Ели автор желает создать интригу или добавить напряжения, он может приберечь подлежащее и сказуемое напоследок. - Порядок слов влияет на выразительность.
Размещение сильного материала в начале и конце помогает прикрыть более слабый материал в середине. Это правило действует и на цитаты. - Используйте много активных глаголов, но чередуйте их с пассивными, когда нужно обратить внимание на объект, подвергающийся воздействию.
Что делает Бонд на примере одного небольшого абзаца: поднялся, открыл, запер, подошел, включил.
Не используйте страдательный залог, когда можно использовать действительный.
Прочитай эссе Оруэлла «Политика и английский язык». Одна из цитат: «Никогда не используйте метафору, сравнение или другую фигуру речи, которую вы обычно видите в печати». - Наречия стоит использовать осторожно, они должны подчеркивать глагол или прилагательное и не мешать им.
- Используйте длинные предложения, чтобы описать нечто продолжительное или список. Чередуйте их со средними и короткими по размеру предложениями.
- Стройте параллельные конструкции: «Да зазвенит же свобода с изумительных вершин Нью-Гэмпшира. Да зазвенит свобода с могучих гор Нью-Йорка».
- Режьте сначала большое, потом мелкое. Отрывки, которые не поддерживают замысел. Слабые цитаты, шутки и эпизоды.
«Если ваша цель — добиться точности и краткости, начните рубить большие суки. Сухие листья можете стряхнуть позже»
Спецэффекты
- Используйте более короткие слова, предложения и абзацы в сложных местах. Простое в таком случае обычно лучше техничного.
- Не повторяйте особенные слова, если намерены достичь определенного эффекта с их помощью. При этом важно отличать намеренное и ненамеренное повторения.
- Выбирайте слова, которых избегает обычный писатель, но понимает ваш читатель.
- Найдите особенные детали, которые обращаются к чувствам читателя: «В руке она держала туфлю, одну лишь туфлю с ноги ее погибшего ребенка».
- Интересные имена и названия привлекают внимания. «Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел».
- Не используйте заезженные шаблоны и образы.
«Он держит язык за зубами» — избитый фразеологизм. - Составляйте списки слов, наблюдайте за интересными оборотами и метафорами. Не бойтесь обыгрывать их.
- Осознанно меняйте размер предложений, чтобы влиять на скорость чтения. Знаменитый отрывок из «100 способов улучшить ваше писательское мастерство»: «Это предложение из пяти слов. Вот вам еще пять слов. Предложения из пяти слов прекрансы. Но несколько подряд звучат монотонно». Цитата полностью.
- Длина абзацев также влиет на влияет на восприятие. Учитывайте это при написании и редактуре. Короткий абзац может создать эффект неожиданности. Длинные абзацы поддерживают историю, но если их много на одной странице, то они уничтожают отступы.
- Лестница абстракции: наверху самые обобщенные понятия, внизу более конкрентные. Избегайте середины.
- Читайте вслух то, что написали.
«Умение видеть ведет к обогащению языка»
Планирование
- Не обязательно иметь четкую схему, но даже общий простой план сделает работу лучше.
- Диалоги привлекают читателей и насыщают сюжет. Используйте их, чтобы показать важное.
- Подчеркивайте черты характера не через абстрактные прилагательные (скромный, обаятельный
и т. п. ), а через детали, эпизоды и диалоги. Лучшие авторы создают осязаемые образы людей. - Используйте ироническое сопоставление — расположение рядом несопоставимых тем.
- Дайте важные подсказки заранее (ружье Чехова).
- Создавайте внутреннюю неопределенность, заставляя читателей ждать разрешения чего-то (клиффхэнгеры).
- Вознаграждайте читателя яркими моментами, особенно в середине истории, когда он готов уйти.
- Повторения работают, но только осознанные и связывающие части работы.
- Описывайте с разных точек зрения и ракурсов.
- Смешивайте стили повествования (прием «пунктирная линия»).
- Избегайте банальных символов.
- Варианты концовки.
Замыкание круга — финал напоминает о начале, возвращает в важное место или к ключевому персонажу.
Рефрен — связь концовки с каким-либо странным или экцентричным элементом историии.
Временная развязка — подойдет, если структура завязана на времени.
Пространственная развязка — перемещение из одного место в другое.
Эпилог с разъяснениями.
Решение проблемы.
Удачная цитата.
Взгляд в будущее.
Обращение к читателю. - Избегайте протяжных концовок. Закройте последний абзац и спросите себя: «Что произошло бы, если все бы закончилось здесь?»
«В коротких работех не пишите ни одного лишнего слова»
Полезные привычки
- Письменная формулировка цели работы.
- Рассматривайте прокрастинацию как репетицию: используйте эти периоды для осмысления материала и мысленной подготовки.
- Практикуйте чтение ради формы, изучая механизмы произведения и приемы писателя.
- Храните заметки, которые создаете, даже если думаете, что не будете писать на эту тему. Они вам пригодятся.
- Создавайте и обновляйте сообщество людей, которые могут дать вам честную обратную связь.
- Отключайте внутреннего критика в начале работы. Самокритика полезна только тогда, когда есть достаточно материала для оценки и доработки.
- Обращайте споры и критику в беседы, где важны не контраргументы, а мнения. Не защищайте свою работы, а объясняйте, чего пытались добиться.
- Краткая версия плана: изучите идеи и соберите факты, найдите фокус истории, отберите лучший материал, определите порядок и формат, напишите черновик, проверяйте и уточняйте.
«Неуклюжее применение всех советов превратит вас в камень»