Конспект книги «Новостная интернет-журналистика» Александра Амзина

Все еще одна из самых полезных книг по новостному формату. Собрал самые важные идеи и советы за исключением рекомендаций по борьбе с канцеляритом и «сложным» стилем. Их можно прочитать в «Пиши, сокращай» или в «Слово живое и мертвое».

  • Новости потребляют на основе заголовков, поэтому именно от них зависит вовлеченность читателей.
  • Год от года длина заголовков сокращается и стремится, в среднем, к семи словам. Воспринимать больше в одном заголовке многим сложно.
  • Заголовок — вся новость одним предложением. Его нужно придумать до того, как напишите текст.
  • Глаголы, микроштампы и правильное уточнение подробностей — основа для хорошего новостного заголовка.
  • Логическое ударение в заголовке новости предпочтительнее размечать в конце: «Браузер Opera скачали миллиард раз».
  • Если не вы источник новости, задача в том, чтобы осветить событие со всех сторон и в формате издания. Не найти истину, а связно и без искажений передать информацию со ссылками на источники.
  • Нужно ссылаться не только на того, кто сделал заявление, но и на процитировавший его источник.
  • Для новостей не нужна эмоциональная окраска. В большинстве случаев это журналистика факта.
  • Пирамида новости: от самого важного к наименее значимому. Например, в последних частях часто располагается бэк: фоновые события, контекст происходящего, предшествующая новости история.
  • Качества новости: привлекательность, одноразовость (не требует перечитывания), структурность, опора на источники, простота.
  • Нет места в новости: канцеляриту, длинным сложным фразам, длинным титулам, однотипным синонимам.
  • Перед тем, как добавить название компании в заголовок, спросите себя, станет ли он этого «вкуснее»?
  • Задача новостника при работе с пиарщиками — объяснить, что интересным сообщение должно быть для читателя.
  • В мониторинге материала есть два направления: поиск свежих новостей и поиск дополнительных версий происходящего.
  • Цветистые выражения (Поднебесная, туманный Альбион) не украшают новость. Современная новостная заметка не допускает метафор и изящных оборотов.
  • Останавливайте себя, если хочется перевести без словаря что-то, похожее на аналогичное русскому языку. Лучше перепроверьте.
  • Вместо слова «проблема» в заголовке лучше раскрыть ее суть.
  • Вредные привычки новостника: отсутствие любопытства, уверенность в миссии просвещения читателей, низкая скорость работы / реакции, болезненное восприятие критики/
  • Всегда помните, что вы делаете работу не для коллег, а для читателей. Они не видят всего новостного потока и хотят не научиться чему-то, а развлечься / быть в курсе. Читатели любят картинки, не переходят по ссылкам только из-за их наличия и не должны разбираться в вашей редполитике / форматах публикаций.
  • Не надо из каждого материала выводить судьбу отрасли / страны / мира.
  • Цените детали и не вычеркивайте их, они делают повествование живым и правдивым.
  • Обязательно перед написанием — прочитать все доступные источники по теме.
Денис Шергин