Книг о текстах много, но не с такой спецификой. «Слово на слайде» — о текстах в презентациях. Александр Григорьев рассказывает, как сделать их лучше. Посмотрите, как это работает.
У нас в компании есть презентация, которую мы отправляем некоторым потенциальным клиентам. Целевая аудитория — руководители и собственники малого и среднего бизнеса. При чтении книги я буду обновлять презентацию исходя из идей и советов автора. Так выглядела презентация перед прочтением «Слова на слайде».
Идеи и советы из книги «Слово на слайде»
- Ни один приём, даже лучший, не годится для абсолютно всех случаев.
- На слайдах визуальное работает вместе с вербальным: помогает ему, а иногда — даже заменяет.
- Невозможно написать хороший текст для слайда, не разместив его в пространстве, не задав композицию.
Но если сказанное вами не убеждает и не увлекает само по себе, этого не исправить удачными картинками, красивыми шрифтами и ярким оформлением. По-настоящему презентация работает только тогда, когда её хочется читать уже в чёрно-белом варианте. - Одна из распространенных иллюзий автора: «Понятно мне — понятно всем».
- Презентация работает, когда она понятна даже при быстром чтении, интересна, впечатляет фактами и формулировками, убедительна с точки зрения аудитории.
- Лучше облегчить жизнь читателя презентации и создать слайды, пригодные для скоростного чтения.
- Шаблоны и штампы ослабляют внимание и гасят интерес.
- Не стоит жестко применять нормы пунктуации и правописания: структура слайда часто не позволяет точно определить, к чему относится каждый компонент.
- Даже о сложных вещах можно рассказать за 12−15 слайдов или обойтись меньшим.
- Тщательно проверяйте слайды на смысловое дублирование.
- Слайд с хорошей структурой похож на приложение с интуитивным интерфейсом: им так же удобно пользоваться. Сразу понимаешь, что где находится и что к чему относится.
Хочешь — узнай только самое важное, хочешь — обрати внимание на детали. - Спускаясь по иерархии смыслов, неизменно следуйте правилу «Выводи главное на первый план».
- Избегайте канцелярита и «рекламита»: восторга и маркетингового напора в тексте презентации.
- Если у слайда есть центральная мысль — поместите ее в заголовок.
- Исходный проект со структурой презентации — лишь помощник. Не нужно жестко следовать за ней.
- Не отказывайте тексту в праве на выразительность. Даже самые серьезные презентации это делает лучше.
Это идеи и выводы, которые я выписал для себя с учетом множества прочтенных книг по контент-маркетингу и созданию презентаций. Самое же ценное в «Слове на слайде» — множество примеров удачных и не очень слайдов с объяснениями и советами. Практически треть книги состоит из них, это очень полезно.
Изменения в нашей презентации
Цель и структура нашей презентации — простые. Мы показываем, как приносим бизнес-пользу через разработку IT-решений в разных сферах. Пока читал книгу, многое обновил в презентации. Вот что получилось (пока без дизайн-ревью).
- На первом слайде
Заменил «Разработка программных продуктов» на «Разработка IT-продуктов». Более краткий вариант, сохраняющий смысл и сразу соотносящий компанию с индустрией.
Поменял «Для оборудования и сложных бизнес-процессов» на «Когда готовых решений нет или они не подходят». Спорный вариант, но сложность бизнес-процессов оценить навскидку тяжело. А понимание, что готовые IT-решения не подходят или их нет на рынке — важный критерий в портрете нашего клиента. - Переработал второй слайд о принципах работы, чтобы уменьшить количество шаблонов и подчеркнуть пользу для клиента.
Добавил информацию о бизнес-пользе для заказчиков и сделал акцент на ней.
Итеративная разработка с техническим заданием — Итеративная разработка с активным сбором обратной связи
Максимально точно переносим особенности бизнес-процессов — Максимально точно отражаем особенности бизнеса в коде
Сотрудники максимально погружаются в бизнес-среду проекта — Погружаемся в бизнес-среду проекта, чтобы учесть детали при проектировании и разработке
Развиваемся и достигаем новых целей вместе — Достигаем новых целей вместе - На слайде с отзывами уточнил заголовок.
Сам слайд перенес из начала презентации в конец, так как отзывы логичнее показывать после кейсов с примерами работ.
Сместил цветовые акценты с названий компаний, которые могут быть неизвестны аудитории, на сферы деятельности, чтобы подчеркнуть их разнообразие.
Что говорят клиенты — Что говорят клиенты о результатах сотрудничества - Поменял расположение слайдов с основными примерами наших решений и добавил слайд с ПО для сферы страхования. В итоге примеры более разнообразные и идут в порядке отзывов.
- Полностью переработал слайды с примерами решений. Сделал текст более понятным, с меньшим количеством терминов. Добавил бизнес-показатели.
- На девятый заключительный слайд добавил: Напишите нам, чтобы решить бизнес-задачи с помощью IT-продукта.