Конспект книги «Уступите место драме» Людмилы Сарычевой

Поможет понять, как создавать статьи, которые не просто отвечают стандартам инфостиля, но ещё и захватывают читателя.

Общие моменты

  • Статьи автор делит условно на две группы.
    Функциональные — практические ответы на конкретные вопросы читателя.
    Эмоциональные — должны быть интересны читателю и включают эмоции.
  • Сначала фактура, затем драматургия. Качественная статья — статья с глубоким пониманием темы.
  • Формула статьи: польза + интерес + резонанс. Польза— применение знаний. Интерес — включение эмоций. Резонанс — отклик в душе читателя.
  • Чаще всего в информационной статье драматургию не стоит планировать изначально, лучше добавить в конце работы.
  • Чем глубже материал статьи, тем сильнее в нее напрашивается драматургия.
  • Формула для определения цели статьи: помочь + глагол-действие. Только не стоить ставить широкие и поверхностные цели в формате «помочь узнать» или «помочь разобраться».
  • Чтобы тема звучала интереснее, её нужно сфокусировать, сделать более узкой и детальной. Например, сократить тему до подтемы или сузить аудиторию читателей.

«Никто не может указывать читателю, как жить»

Простая драматургия

  • Пауза.
    Ставится там, где фраза — начало мысли, которую будем раскрывать. Дает читателю возможность осмыслить сказанное.
    Как реализовать: отбить абзац.
  • Юмор.
    Шутка состоит из двух частей: сетап — первая часть с контекстом, панчлайн — развязка.
    Не все шутки получатся смешными, смиритесь с этим и пробуйте.
    Две-три юмористических зарисовки на статью — нормально, больше — может быть неуместно и мешать воспринимать смысл.
  • Образы.
    Сложные и абстрактные понятия легче передать через образы.
    Не заменяйте образом фактуру, полезный материал.
    Придумывайте свежие и неизбитые образы. Именно поэтому создать образ — отдельная специальная задача при работе со статьей.
    Аккуратнее с количеством образов на статью.

Принципы драматургии

  • Приводить примеры.
    Чем абстрактнее тема, тем важнее примеры.
    Примеры должны быть конкретными, но при этом важно не переборщить с деталями, короткие могут мешать. Каждая деталь должна проходить проверку на функциональность.
    Детали более уместны в примерах из жизни, а не выдуманных для объяснения.
    Примеры не нужны, когда рассказывается про что-то очень простое и если единственный пример, который есть, из жизни известного человека.
  • Настраивать ритмичность.
    Однообразный синтаксис — следствие излишне дотошной редактуры. Это делает текст однообразным.
    Что делать, чтобы его избежать? Перечитывать текст, лучше вслух и не сразу после редактирования. Чередовать длину предложений и связывать их друг с другом. Разнообразить построение предложений. Не ставить подряд предложения с однородными членами.
  • Описывать детали.
    Детали лучше включают интерес читателя, чем готовые выводы.
    Детали должны продвигать читателя к цели, быть уместными.
  • Нарушать ожидания.
  • Не обманывать читателя.
    Не нужно дарить надежды, которые не можете оправдать.

Сложная драматургия

  • Это проработка драматургии на уровне содержания, которая нужна не для всех материалов. Например, без нее хорошо работают обзоры техники, варианты тренировок, пошаговые инструкции.
  • Конфликт — основа повествования и сюжета. Он получается острым не сам по себе, нужно раскрывать подробности и высвечивать.
    Конфликт можно показывать на разных уровнях: тема, содержание и структура, отдельные фрагменты статьи.
  • Герой: обладает яркими чертами характера, должен быть активным, изменяется в процессе статьи.
    Героем движет конфликт и чаще всего не один. Там, где внутренний конфликт сталкивается с межличностным или внешним, происходит взрыв.
    Чтобы герой получился живым и убедительным, с ним нужно хорошо познакомиться. Узнайте даже те стороны героя, которые не увидят читатели.
    В статьях с личным опытом герой не должен перетягивать всё внимание, иначе запомнят лишь его, а не выводы.
    Часто герой задает лишь тон, не заменяя главное — тему и содержание.
    Если в интервью задача — раскрыть личность героя, то главное — вытащить наружу его конфликты.
    Если нужно вовлечь читателей в дискуссию, один из способов — показать им антигероя. Разрабатывать его сложнее, чем героя.
    Антипод — противник главного героя. Технически он бывает почти всегда, но как отдельный персонаж вводится не так часто.
    Классический путь героя: жизнь до приключений, вызов, отказ от вызова или сомнения, осмысление, толчок к принятию вызова, принятие и начало пути, первые трудности и борьба, победа, большие трудности и борьба, победа, самые большие трудности и борьба, финальная победа или поражение.
    Герой — не тот персонаж, который появляется чаще всего. Иногда его вообще могут не показать, но он есть и действует. И от этого зависит, на чем делать акцент.
    Если герой — сам читатель, он должен почувствовать себя в этой роли.
  • Архетипичный сюжет — устоявшаяся сюжетная линия.
    Собираете фактуру, готовите материал, продумываете аудиторию и темы. Далее можно понять, какой архетипичный сюжет подходит. Это сделает статью интереснее за счет того, что появится фокус на нужных деталях. Однако не нужно понимать архетипичные сюжеты слишком буквально. Наша задача — не вписаться в них, а благодаря им расставить нужные акценты.
    Путешествие — герой отправляется в путь, преодолевает препятствия и изменяется.
    Победа над монстром — герой сражается с угрозой и побеждает.
    Из грязи в князи.
    Защита крепости / Осажденный город — враг хочет захватить мир героя и установить свои правила, но герой этому сопротивляется.
    Загадка — герой разгадывает странное событие.
    Воскресение — герой что-то теряет, но в итоге обновляется и находит новые смыслы.
    Самопожертвование — герой жертвует собой ради других.
    Жертва — герой становится заложником ситуации, из которой сложно или невозможно выбраться.
    Любовная история.
    Похищение — герой возвращает то, что украли.

Композиция материала

  • Введение.
    Обычно лучше не использовать обобщения, поговорки, пословицы, фразеологизмы, риторические вопросы, излишнюю абстракцию.
    Лучше сразу вводить читателя в тему без долгих объяснений и подводок, сразу разворачивать тему. Погружение в контекст сразу подразумевает конфликт или действие.
    В статьях с личным опытом сначала придется сформировать доверие.
  • Интрига.
    По сути вся работа с композицией строится на том, когда автор раскроет интригу: в начале, середине или конце. У всех вариантов есть свои особенности, которые нужно учитывать. Продумать структуру заранее сложно. Нужен материал для статьи, тогда уже можно её выстроить.
    Развязка в конце. Интерес читателя сосредоточен на том, чем всё закончится. Классический вариант. В информационных статьях развязкой может быть итог истории, советы, чек-лист.
    Развязка в середине. До развязки читатель ждет, чем всё закончится, а дальше наблюдает за раскрытием главной мысли. Не избитая структура статьи, но применить удается не всегда.
    Развязка в начале. Читатель знает, чем закончится история, поэтому не сидит в напряжении и не ждет развязки, а сосредоточивается на деталях.
    Если у вас цикл материалов для одной аудитории, структуру нужно чередовать, чтобы читателям не стало скучно.
  • Заключение.
    Не ставьте подзаголовок «Заключение» или «Вместо заключения». Это неинформативно и неинтересно.
    Сильное заключение с налетом драмы уместно в репортажах, интервью и личном опыте. Можно применить прием с кольцевой композицией: вернуться к мысли, с которой начали. В этом случае важно почти точно повторить начальные слова, но добавить что-то придающее новый раскрытый смысл.
    В обучающих статьях, обзорах и инструкциях не всегда нужно специально обозначенное заключение. Можно напоследок дать что-то полезное: шпаргалку, схему, чек-лист, дополнительные ссылки по теме.

Варианты структуры

Структура в информационной статье должна быть четкой и ясно доносить мысль. Если это уже есть, можно двигаться дальше и использовать более сложные приемы.

«Если писать стразу для всех и не определиться с темой достаточно точно, статья получится поверхностной. Поэтому я использую правило одного: одна тема, одна цель, одна аудитория»

  • Статья с ключевой мыслью.
    Один из самых сильных материалов. Всё строится вокруг главной мысли: она не должна быть банальной, должна быть емко сформулирована, вывод читатель должен сделать сам.
    Статьи, написанные спокойным тоном, убедительнее эмоциональных.
  • Сквозная история.
    В повествовании есть несколько историй, ведущая проходит через весь текст. Так как она самая сильная, ее нельзя отдать просто так, разом. Обычно статья начинается с ключевой истории, которая затем раздается по кусочкам, разбавляя дополнительными историями, комментариями, фактами.
  • Сочетание структур.

Практикум

  • Добавляйте интригу в фотографии и иллюстрации. Если это нельзя сделать за счет самих изображений, можно использовать подпись. Она подсказывает, на что обратить внимание, обогащает содержание, рассказывает что-то новое или развлекает. Подпись не должна быть очевидной и просто описывать то, что читатель уже видит — с этого можно начать. В подписи должна содержаться дополнительная история, деталь, которой нет на иллюстрации.
  • Диалоги.
    Построить убедительный диалог сложнее, чем найти хороший пример из жизни. Поэтому при возможности всегда лучше использовать реальный.
    В информационной статье диалог нужен редко.
  • Реклама продукта.
    Если ставить продукт в центр истории, это мешает сконструировать сильную драматургию. Хорошая драматургия получается там, где из продукта не делают спасителя. Продукт начинает цеплять, когда становится невольным участником событий, вокруг него разворачивается драма.

«Иллюстрация без подписи — преступление против интереса читателей»

Денис Шергин