Конспект книги «Этой кнопке нужен текст» Кирилла Егерева

Первая книга про про UX-тексты от российского автора. Подойдет не самым опытным UX-писателям и тем, кто с ними работает.

Про автора. Кирилл Егерев — UX-редактор, который работал в «Яндексе». Сейчас улучшает тексты в продуктах «Сбербанка» и ведет классный тематический Telegram-канал «Текст в тесте».

Общее впечатление о книге

О книге Кирилла я узнал из его канала еще до выхода в печать и очень обрадовался. На русском языке про UX-писательство даже статей немного, а здесь целая книга. Возможно, что завышенные ожидания повлияли на итоговое впечатление.

Главное сожаление — итогового материала именно для UX-писателей не так много. То, что есть, понравилось, но хочется еще. Лучше бы первой части не было, которая больше предназначена для работающих с UX-редакторами 🙂 Однако автор поставил именно такую дополнительную задачу: объяснить другим, как это работает и почему небольшие по объему тексты занимают столько времени. Это действительно важно. Если в команде есть такие проблемы, просто порекомендуйте первую часть книги.

Примеры работы над текстами и логика размышления — самое ценное для меня в книге. Очень интересно было посмотреть, как автор подходит к тексту, редактирует его и аргументирует решения. Здорово, что во второй и третей частях такого много. Стоить прочитать книгу полностью ради этих примеров.

Надеюсь в следующих изданиях услышать про склонения, переменные, поддержку текстов и приоритеты. Кирилл работает в «Сбербанке», где ресурсов много. Для небольших команд выделять несколько часов на тексты для очень редких ошибок может быть нецелесообразно.

Книга не подойдет абсолютным новичкам, которые не работали в IT и не знают ничего про гибкие методологии, A/B тесты и процесс работы над продуктом. В такой ситуации лучше начать с книг Максима Ильяхова, Норы Галь и других по редактуре и текстам в целом.

Конспект

Общие принципы и идеи

  • UX-писательство начинается с понимания пользовательского опыта и контекста. Это гора невидимой работы, которая всегда предваряет появление текста. Не бойтесь и не ленитесь задавать вопросы перед тем, как приступать к задаче.
  • Включайте критическое мышление на всех этапах, ставьте себя на место пользователя, не пытайтесь передать продукту свой характер и не забывайте о контексте.
  • Хороший текст для интерфейса удерживает пользователей и увеличивает доход компании, поэтому UX-писательство — коммерческое.
  • UX-писатель выстраивает взаимодействие пользователя с продуктом в виде логичного и связанного диалога.
  • Работать над интерфейсными текстами в самом конце — одна из самых тяжелых ошибок в разработке продуктов. Приходите к UX-писателям раньше.
  • Хорошие вопросы при работе с текстом в интерфейсе: нужен ли он здесь вообще, какую функцию выполняет, как помогает пользователям и продукту?
  • Если текст не получается, выходите из рамок, заданных заказчиком, и пробуйте новые варианты.
  • В большинстве ситуаций сначала лучше работать со смыслом, а затем с формой.
  • У текстов в интерфейсе должна быть единая терминология. Если в одном месте вы называете часть продукта так, а в другом иначе, это запутает пользователя. Перед началом проекта стоит определиться со словарем и зафиксировать его в редполитике.
  • От лица пользователя можно формулировать тексты элементов, которые исполняются или запускают процесс исполнения от него.
  • Многоточие в интерфейсных текстах может быть полезно для того, чтобы обозначить действие, за которым последует ещё одно сразу же.
  • Про обновления в продукте всегда лучше рассказать более развернуто и четко. Просто «сделали лучше и удобнее» можно вообще не писать. Про обновления принято рассказывать от своего лица.
  • Если тексты в интерфейсе непонятные, работать над голосом продукта рано.
  • Грамотность в UX-текстах очень важна. В сильно ограниченных пространствах ошибки особенно заметны, их проще увидеть.
  • Стоит волноваться, если страшно произнести вслух то, что написали.
  • A/B тесты для текстов не всегда эффективны. Однако, если проводите, отдавайте предпочтение комплексным тестам, а не проверке отдельных частей. Это позволит сохранить целостность текстов в продукте.
  • Хороший вариант тестирования — клоуз-тесты. Расскажите участникам о контексте, покажите созданный текст с пробелами и попросите заполнить их. Сравните полученные варианты с оригинальным. При больших доработках повторите.

«Когда редактор не задается вопросом о смысле и пользе текста, а только правит ошибки и опечатки, он выполняет роль корректора».

Тексты для отдельных элементов

  • Кнопки — ответы пользователей на предложения продукта. Тексты чаще формулируются от лица пользователей в виде указаний, реже — как отметка о согласии.
    OK — самая ленивая и размытая формулировка, которой стоит избегать.
    В текстах для кнопок часто возникает гендерная проблема. Например, согласен и согласна. В таких ситуациях можно обезличить глагол вопросом: «Что делаю?». Получится: соглашаюсь.
  • Переключатели — в названии чаще всего существительные. Так проще и логичнее обозначать, что включается и выключается. Можно добавить глагол, но это увеличит размер текста и, соответственно, подойдет не во всех местах.
  • Радиобаттоны одного типа должны быть сформулированы единообразно.
    В тексте формулировок лучше говорить от лица пользователя. Например, не «определять ваше местоположение», а «определять мое местоположение».
  • Чекбоксы — дают максимум свободы для текста, но тоже должны быть единообразными.
  • Инпуты — текст в подсказках можно начать с «обычно» или «например», чтобы показать что пишут другие люди. Однако здесь всё сильно зависит от размера инпута, имеющегося пространства для текста.
  • Навигационное меню — пункты лучше называть как страницы, на которые они ведут. На мой взгляд, это не всегда реализуемо. Например, если H1 страниц сайта заточены под seo и выносить их в название пунктов не очень хорошо.
    Старайтесь сделать так, чтобы пункты были примерно одной длины, но без ущерба смыслу.
  • Контекстное меню — пункты лучше формулировать глаголами, чтобы показать дальнейшие действия. Критически важно понимать для формулировок, что произошло только что, можно сделать сейчас и что будет потом.

«В первые недели работы в „Яндексе“ я узнал одно важное правило: либо говорить о чем-то существенном, либо не говорить вовсе».

Денис Шергин